На выставке представлены живописные произведения, гравюры и предметы декоративно-прикладного искусства из фондов музея. Все экспонаты, так или иначе, связаны с иконографией герба и других государственных символов нашей страны.
В императорской России государственными регалиями считались: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит. На золотом фоне государственного знамени России был вышит двуглавый орел.
На протяжении столетий внешний вид двуглавого орла менялся. В 1497 году на государственной печати Ивана III на обратной стороне появился двуглавый орел, каждая голова которого была увенчана короной. В царствование Ивана Грозного на грудь двуглавого орла перенесли изображение всадника.
После 1613 года, когда на престол избирается первый из Романовых Михаил Федорович, под влиянием его отца, патриарха Филарета, в титул царя добавляется термин "самодержец", а к двум коронам, венчающим орла, добавляется третья корона. На выставке представлен портрет Федора Никитовича Романова. Около 1897 г. (Холст, итальянский карандаш, угольный карандаш. 134х91), выполненный Ильёй Ефимовичем Репиным. Данное произведение И.Е.Репина ускользнуло от внимания серьёзных исследователей творчества художника, портрет не упоминается в крупных монографиях о Репине. Загадочная судьба портрета из нашего музея объясняется многими причинами. Большую часть жизни портрет был сокрыт от зрителя сначала в собрании царской семьи, затем в Павловском дворце музея-заповедника. В 1961 году он поступил в Волгоградский музей изобразительных искусств. Ф.Н.Романов изображён в рост, горделиво и уверенно. В верхнем правом углу находится фамильный герб Романовых. Богатые светотеневые градации создают образ человека с незаурядным характером, жизнь которого была наполнена драматическими коллизиями. В 1896 году был издан исторический очерк Николая Кутепова "Великокняжеская охота на Руси с X по XVII век". К иллюстрированию издания были привлечены виднейшие художники исторического и батального жанра, в том числе и И.Е.Репин. Офорт Г. Франца с оригинала графического портрета Ф.Н. Романова И.Е. Репина открывал второй том петербургского издания.
При Алексее Михайловиче окончательно утвердился тип двуглавого орла и дано его первое официальное описание как нового государственного герба.
На портретах XVIII-XIX веков изображались знаки императорской власти: большая и малая корона Российской империи, держава, скипетр, одежда шитая гербами и горностаевая мантия. На выставке представлены гравюры и живописные работы, имеющие отношение к коронациям российских императоров и императриц в 18 веке. Это гравюра Качалова Григория Аникеевича "Государственное знамя (Панира) 1744 год. Лист № 6 из "Обстоятельного описания…коронования…императрицы Елизаветы Петровны"; Чемесова Евграфа Петровича с оригинала Токе Луи "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"; Вортмана Христиан-Альберта с оригинала Люддена Иоганна Пауля "Портрет императора Петра II".
В XVIII веке в Российской империи было шесть орденов. В конце 18 века на фарфоровом заводе Гарднера были выполнены по личному заказу Екатерины II четыре орденских сервиза: Георгиевский, Александровский, Андреевский и Владимирский. Они были предназначены для сервировки столов в орденские дни. За основу декора впервые в истории фарфорового производства были использованы орденские знаки и ленты. На выставке представлены отдельные предметы Александровского, Владимирского и Георгиевского сервизов. А также подсвечники 18-19 веков с декором в виде двуглавого орла.